
Сегодня ралли — один из самых популярных видов гонок: зрелищно, динамично и бескомпромиссно. Все эти качества привлекают как зрителей, так и тех, кто искренне желает ощутить на собственной шкуре заряд адреналина и ярость бескровной борьбы за лидерство.
Но чтобы попасть в клуб борцов, необходимо тщательно подготовиться. И начинать нужно не со сбора команды, а с покупки автомобиля. Ведь без железного коня распределение ролей в команде попросту не имеет смысла. Что касается самого авто, то любой начинающий гонщик всегда имеет как минимум два пути для старта своей карьеры.
ДВА ПУТИ.
Первый — коммерческий. Его суть состоит в том, что, имея свободные несколько сотен тысяч долларов, можно обратиться с запросом, например, в компанию Prodrive или подобные ей и заказать там готовый раллийный автомобиль под конкретные цели. Пройдет немного времени, и Вам сообщат, что Ваша, скажем, «Импреза», собранная по самому последнему слову ралли, готова и ждет Вас не дождется. Заплатить за такое удовольствие придется порядка $350 тысяч.
Второй путь — собрать автомобиль самостоятельно. К слову, большинство любителей автомобильного а спорта, которые искренне хотят познать все его тонкости, выбирают именно этот путь «вхождения» в ралли. Ведь, получив уже готовую машину, собранную где-то за границей, не очень-то поймешь, что же в ней происходит и чем она дышит.
В этом случае своими силами автомобиль не обслужишь, не починишь – нужны не просто квалифицированные механики в штате команды, а настоящие асы. А их-то как раз не так просто найти.
Самостоятельная сборка автомобиля, в свою очередь, тоже имеет два пути — низко- и высокобюджетный. Различаются они лишь стоимостью базовой модели и возможностями модернизации или покупки необходимых запчастей. А теперь попробуем проследить все этапы этой сборки.
Допустим, Вы с другом решили стать легендами раллийного спорта. Но вливать в свое новое хобби сотни тысяч долларов пока не видите необходимости. Тогда имейте в виду, что, в принципе, достаточно приобрести стандартный наиболее приглянувшийся автомобиль и оборудовать его всем необходимым, чтобы пройти техкомиссию и выехать на трек. Для одобрения цензора нужно, чтобы Ваш автомобиль и Вы сами имели: каркас безопасности, четырехточечные ремни безопасности, шлемы, комбинезоны, систему пожаротушения или даже допускаемые у нас огнетушители (все это — омологированное), замки капота и багажника (если он есть), выключатель массы и плюса, брызговики на ведущих колесах, аптечку, фонарь, знак аварийной остановки, некоторые изображения на машине. При этом не думайте, что перечисленные детали обойдутся Вам в символическую сумму. Запомните раз и навсегда: ралли — очень дорогой вид спорта. И вложения в него всегда впечатляют своими масштабами.

Установка всего вышеперечисленного позволит лишь получить допуск к участию в гонках. То есть у организаторов соревнований к Вам не будет претензий по технической части. Но вот занять какие-то приличные места, если просто выполнить все требования техкомиссии, не получится никак. Лучшее, на что можете рассчитывать, — подняться выше тех, кто вылетит из гонки. Для достижения нормальных результатов нужно машину разобрать по болтикам и собрать так, как того требуют реалии состязаний по ралли.
Итак, машина лежит перед Вами на полу в мастерской, разобранная по частям. Теперь Вы должны вооружиться так называемой картой омологации — документом, который содержит нормативы наличия либо отсутствия тех или иных деталей в автомобиле, а также их свойств, необходимых для участия в гонках.
Первое, чему необходимо уделить внимание, — кузов. Перед Вами сразу возникнут две задачи: первая — усилить его, вторая — максимально облегчить. Усиливаются все нестабильные части. Как правило, к ним относятся (в зависимости от выбранной базовой модели) верхние части крепления передних стоек, лонжероны, места крепления брызговиков к щиту мотора, нижняя поперечина, пол в месте выхода рычага КПП, место крепления задней балки. Могут быть различные нюансы, но о них в каждом отдельном случае расскажут Вам опытные механики и раллийщики, с которыми настоятельно рекомендуем наладить контакт.
Что касается облегчения кузова, то в этом процессе нет маловажных деталей. Удаляется мастика, антикор, любые коврики и материалы для изоляции внешних шумов, все, что находится на потолке. Торпеду лишаем всего содержимого, то же самое делаем с дверями. С кузова убирается все лишнее железо, которое не играет роли в поддержании жесткости конструкции. Никаких вторых амортизаторов, никаких усилений подвески, как то: рычагов, задней балки и пр. Срезаются все лишние выступы болтов и гаек. Может показаться, что это ерунда, но если подойти к вопросу скрупулезно, то при взвешивании на пару-тройку килограммов эта мелочь потянет. А пара килограммов — это пара выигрышных десятых секунды на круге.
«В утиль» отправляются и печка, и лишние провода. Это, кстати, очень важные «облегчители». Помните, что огромное количество деталей и соединений. Вам просто не понадобятся в машине для ралли. Поэтому и делать им в корпусе автомобиля нечего.
После полной сборки нового раллийного корпуса следует установить каркас безопасности. Приобретать его рекомендуем у специалистов. Не стоит проверять свои способности в сварке металлов.
После всех проведенных работ еще раз внимательно сверьте свои действия с картами омологации и КиТТ (Классификация и технические требования к автомобилям, участвующем в спортивных соревнованиях. — Ред.). Убедитесь, что не убрали ничего лишнего или по крайней мере этого совсем не видно. В противном случае при первой же экспертной оценке Вас вернут в гараж.
НАПОЛНЯЕМ КУЗОВ
Двигатель — сердце Вашего автомобиля. Он обеспечит Вам весомый вклад в победу, если Вы внимательно отнесетесь к его модернизации. Основное правило — не нужно изобретать велосипед. Все двигатели уже давно изучены, с ними проведены тысячи экспериментов, и существуют проверенные на практике работающие варианты модернизаций. Не занимайтесь самодеятельностью — это может привести к нестабильной работе мотора, и он, чего доброго, просто не довезет Вас до финиша.
Поэтому со своим двигателем лучше отправляться к проверенным специалистам и внимательно слушать все рекомендации. А еще лучше — заказать работы по модернизации у надежных механиков.
Что касается КПП, то здесь тоже свои нюансы. Ветераны раллийных гонок в один голос скажут, что хороший подбор главной передачи может решить исход гонки в Вашу пользу куда как увереннее, чем самый навороченный мотор. Причина проста — в ралли намного важнее показывать хорошую динамику, чем высокую максимальную скорость. На отечественных и заграничных трассах предельный показатель — 160 км/ч на последней передаче при 7-7,5 тыс. оборотов. Больше не нужно никогда и никому. Одно из оптимальных начальных решений — 6-ступенчатая кулачковая коробка. Но опять-таки советуйтесь с механиками — вполне возможно, что для Вашей базовой модели есть вариант еще лучше.
Дальше следуют подвеска, тормозная система, рулевое управление, система охлаждения мотора, выхлопная система и электрика. Здесь знающие люди экономить не советуют. Существуют готовые решения под каждую модификацию, выбирайте наиболее для Вас подходящее — и устанавливайте.
И если все перечисленные этапы и трудности Вас не пугают — добро пожаловать в клуб любителей спорта не для слабаков! Однажды познав мир ралли, Вы уже не сможете от него отказаться. Ведь здесь борьба идет не на жизнь, а на славу!