Как известно, ранее усилителей рулевого управления в автомобилях не наблюдалось, поэтому было достаточно сложно и очень утомительно работать в условиях, когда крутить руль приходится несколько часов подряд. Но с приходом ГУР все кардинально изменилось.
Как правило, исполнительный механизм гидроусилителя автомобиля выполнен с рулевым механизмом вместе. Называются такие усилители интегральными. Рабочей жидкостью в гидроусилителях зарубежных автопроизводителей выступает масло ATF (такое же масло применяется в автоматических коробках передач). Агрегаты, произведенные в отечественное время, для своей работы требуют масло марки Р, которое очень близко по своим свойствам к обычной «веретенке».
На рисунке слева представлен реечный рулевой механизм с гидроусилителем. В случае расположения рулевых тяг по бокам рейки (как показано на рисунке), поршень располагается посередине корпуса. Если же тяги прикрепляются к центральной части рейки (такую конструкцию можно увидеть на Самарах и Москвиче-2141), поршень выносится вбок. На рисунке представлены такие элементы, как: рулевая рейка (1); поршень (2); сальники (3); шарниры рулевых тяг (4); распределитель с золотником (5); шестерня (6); торсион (7); роторный гидронасос (8).