
Возможность изменить положение распредвала двигателя относительно коленвала, при этом, не ослабляя натяжение ремня ГРМ, дает разрезная шестерня распредвала, которая пришла, опять же, из спорта. Шаг настройки калибруется с точностью до десятых долей градуса.
Крутящий момент и мощность двигателя определяет его механическая часть: рабочий объем; проходные сечения каналов и длина систем впуска и выпуска; фазы газораспределения – периоды открытого и закрытого состояния клапанов, которые выражаются градусами поворота коленвала относительно нижней и верхней мертвых точек. ФГР обычно изображаются в виде круговых диаграмм.
Для простоты и наглядности следует рассмотреть ФГР двигателя ВАЗ модели 21083, объем которого 1500 куб. см со стандартным распредвалом модели 2108 и зазорами впускных и выпускных клапанов 0,2±0,05мм и 0,35±0,05мм соответственно.