
Двигатель состоит из двух механизмов ( кривошипно - шатунного и газораспределительного ) и четырех систем ( питания, зажигания, охлаждения и смазки ). Современные российские легковые автомобили имеют карбюраторные четырехтактные 2- или 4-цилиндровые, дизельные и инжекторные двигатели внутреннего сгорания.
Карбюратор - это устройство, предназначенное для смешивания воздуха с бензином. У дизельных двигателей нет карбюратора, а у инжекторных топливо принудительно впрыскивается в цилиндры мотора. Цилиндры представляют собой короткие металлические трубки с толстыми стенками. Внутри каждого цилиндра находится поршень, который может передвигаться вверх и вниз.
Работа четырехтактного двигателя происходит строго определенным образом, то есть за четыре цикла.
Во время первого такта ( впуск ) в цилиндре создается разряжение. В результате этого горючая смесь - смешанные с воздухом пары бензина - всасываются из карбюратора в цилиндр через впускной клапан.
Во время второго такта ( сжатие ) поршень двигается вверх и начинает сжимает горючую смесь, так как оба клапана закрыты.
Во время третьего такта ( рабочий ход ) горючая смесь моментально взрывается от электрической искры и быстро сгорать. Искра вырабатывается особым устройством, которое называется свечей зажигания. Горючие газы сильно расширяются,давят на поршень и толкают его в низ. От этого происходит вращение коленчатого вала, который через ряд других механизмов передает движение на карданный вал и колёса.
Во время четвертого такта ( выпуск ) поршень снова двигается вверх и вытесняет из цилиндра отработанные газы через выпускной клапан.
Таким образом, за четыре рабочих хода поршня в четырехцилиндровом двигателе коленчатый вал совершает два полных оборота.