
Для того, чтобы понять, как образуется эффект от степени сжатия воздуха в силовом агрегате автомобиля, можно привести наглядный пример. Нужно представить себе двигатель, который имеет степень сжатия в виде 2,0:1. Нерабочий (общий) объем одного цилиндра в момент положения поршня в НМТ равняется 3.478 куб. см. Данный объем равняется суммой двух объемов: того, который создается поршнем за один такт, и того, который является объемом камеры сгорания, расположенной над поршнем, который, в свою очередь, находится в положении ВМТ. Поскольку значение степени сжатия выглядит как 2,0:1, то надпоршневой объем, располагающийся возле ВМТ, должен равняться половине всего объема цилиндра: 1,739 куб. см. Даже, если весь цилиндр имеет объем 3.478 куб. см, двигатель автомобиля способен втянуть лишь 1,739 куб. см свежей рабочей смеси, потому что возле впускного канала в коллекторе находится давление. Другими словами, только тот объем поршня, который будет вытеснен, имеет возможность втягивать воздух и топливо. Что касается оставшихся 1,739 куб. см, то они заполнятся выхлопными газами, которые придут в результате последнего цикла сгорания рабочей смеси в двигателе авто.