+ мощность + момент = экономичность!Всем известно, что моторы бывают двухтактными и четырехтактными. Известны также плюсы и минусы этих вариантов конструкций двигателей. Разговоры о перспективности той или иной конструкторской схемы - обязательная тема любого симпозиума ученых от двигателестроения. И что же? За этими спорами многоуважаемые ученые мужи не видят очевидного: действительной важности фактора тактности. Между тем, понять это несложно, внимательнее присмотревшись к тому, как работает двигатель в паре с трансмиссией при движении автомобиля. На пониженных передачах число рабочих тактов по отношению к числу оборотов колеса автомобиля максимально. И наоборот. На прямой и повышенных передачах за один оборот колеса двигатель выполняет минимальное количество рабочих тактов. При этом крутящий момент двигателя в том и другом режиме существенно разнится. О чем это говорит? Да о том, что крутящим моментом мотора можно управлять, изменяя тактность в соответствии со скоростным режимом работы двигателя.

Когда новый способ управления работой двигателя путем снижения частоты рабочего такта по мере роста числа оборотов (как и способ управления посредством маховика с переменной массой, также разработанный в Украине в 2000-2001 годах), подвергся проверке на эффективность в лаборатории одной из авторитетных английских инжиниринговых компаний, удивиться было чему. Маленький трехцилиндровый двигатель с объемом в один литр при равной максимальной мощности превзошел спортивный шестицилиндровый двухлитровый мотор по максимальному моменту в 2,5 раз. При этом он потреблял топлива на 30% меньше, и на столько же меньше загрязнял окружающую среду. Отличался же трехцилиндровый мотор с улучшенными характеристиками от традиционно сконструированных "собратьев" лишь… головкой блока цилиндров да иными алгоритмами работы других хорошо известных управляющих систем. Как и маховик с переменной массой, это устройство модернизации обычного двигателя в полнотактный вполне доступно для применения в целях модернизации любых моторов без ограничений. Оказывается, модернизировать рядовой мотор до показателя удвоенного момента и мощности несложно заменой головки двигателя и перенастройкой управляющих систем. Ведь это просто. Изменить всего ? мотора, чтобы удвоить отдачу от него. Или в этом действительно нет необходимости? А в чем тогда она есть? И что сегодня может быть лучше? Маховики, тактность… Какие-то неубедительные, особенно на фоне докладов о высокотехнологичных конструкциях, методы совершенствования моторов. Однако эти системы обеспечивают такой результат, дать который другими способами пока нельзя. При этом они совместимы со всем, что уже разработано и применяется в двигателестроении. Совместимы они и друг с другом, взаимно усиливая и дополняя эффекты своего использования. Однако где это в Украине можно увидеть? И кто у нас занимается тем, чтобы действительно лучшие результаты становились доступными всем желающим?
Впрочем, если простые механические конструкции не впечатляют даже после демонстрации подавляющего превосходства результата своего применения, то можно предложить и более высокотехнологичные варианты модернизации моторов. Раз уж применение высоких технологий - такое обязательное условие. Но только не ждите в этом случае, что конструкция обязательно будет сложной и дорогой.