
Примеры использования ПДС:
- проверка подвижного состава, который работает определенное время в командировке (места сезонных работ, краткосрочного строительства и т.п.);
- проверка легковых автомобилей, которые принадлежат индивидуальным собственникам, в местах стоянок или сезонного сосредоточения;
- проверка автомобилей, которые проходят продолжительные испытания на дорогах общего пользования;
- проверка автомобилей органами ГАИ (за границей - дорожной полиции) на дорогах с сезонным или периодическим возрастанием интенсивности движения;
- проверка подвижного состава вооруженных сил в местах боевых действий или учений.
Возможно также использование ПДС органами автотехнической экспертизы, если нежелательна доставка автомобиля в стационарный диагностический пункт - при его участии в дорожно-транспортном происшествии. В этом случае обеспечивается высокая точность технической экспертизы и исключается возможность случайного или намеренного изменения технического состояния автомобиля во время его доставки в стационарную станцию диагностики.
Компоновка и оснащение ПДС зависят от ее функционального назначения. Например, для органов технического надзора ГАИ лучше вариант, который разрешает диагностировать в условиях, наиболее близких к реальным, тормозные системы, рулевое управление, систему освещения и сигнализации, а также осматривать нижнюю часть автомобиля. Эти требования предполагают наличие тормозного стенда с беговыми барабанами и эстакады.
В мировой практике наблюдается большое разнообразие ПДС по их функциональным возможностям и конструктивному выполнению. По многочисленным аналогам существующего в начале 90-х годов зарубежного диагностического оборудования активно велись разработки отечественных приборов, которые можно было бы использовать для инструментального контроля в дорожных условиях. Как результаты научных трудов были разработаны два вида передвижных диагностических станций (далее ПДС). Первый вид - это ПДС, способные буксироваться за автомобилем-тягачом, они получили название самоходных диагностических пунктов (СДП). Второй вариант – это диагностические пункты, которые доставляются к месту проведения диагностических работ путем перевозки на шасси автомобиля или прицепе. Такие станции получили название возимые диагностические пункты (ВДП).
В какой-то период разработка передвижных диагностический пунктов прекратилась и до сегодняшнего дня, если где-то и выполняется, то только в качестве эксперемента. Все, что на данный момент может стать доступным для отечественного рынка, - это универсальные мобильные станции технического диагностирования (УМСТД), которые предлагает Харьковсая фирма "МАХА", представитель немецкой компании MAHA (Maschinenbau Haldenwang GmbН).
Эти станции позволяют диагностировать легковые и грузовые автомобили, а также автобусы, нагрузка на ось которых не превышает 18 тонн. УМСТД представляет собой контейнер длиной 6,5 метров, оборудованный линией комплексной диагностически, дизель-генератором и офисом.
Время полного разворачивания такой станции составляет около 15 мин., а время диагностики одного легкового автомобиля - около 20 мин.
Для качественного выполнения диагностических работ линия дополнительно может доукомплектовываться стендом проверки бокового увода колес для всех типов автомобилей, силовым роликовым тормозным стендом для легковых и грузовых автомобилей, динамической взвешивающей системой с 8-ю датчиками, стендом для проверки амортизаторов легковых автомобилей и гидравлическим детектором люфтов. Для контроля выбросов отработавших газов в комплект УМСТД включен газоанализатор и дымомер, а для диагностики системы освещения предусмотрен прибор для проверки фар, подключаемый к системе измерения.
Рабочая зона мобильной станции имеет металический насил. К основе корпуса шарнирно прикреплены апарели, к другому концу которых, также шарнирно, прикрепляются откидные мостики для плавного заезда автомобилей и регулирования горизонтальной плоскости, необходимой для правильной работы прибора контроля света фар. Для удобства откидные части апарелей оснащены ручками.
На левой стороне апарели заезда предусмотрена возможность для монтажа тестера бокового отвода. В средней части любой апарели имеется прорез для осмотра узлов ходовой части автомобиля.
Для удобства работы оператора диагноста офисное помещение оборудовано персональным комьютером для сбора данных и для организации документооборота в соответствии с требованиями законодательства. При необходимости возможна установка кондиционера. Для защиты от воздействия погодных условий рабочая зона оснащена подвижной крышей, положение которой, также как и рамп, может регулироваться с помощью независимой гидравлической системы.
Такая конструкция отвечает требованиям ГОСТ, предъявляемым к диагностическому оборудованию, и международному стандарту качества ISO 9001.