
Таким образом, жесткие требования со стороны властей и индивидуальная потребность в безопасности в ряде западных стран послужили хорошим стимулом для внедрения диагностических станций, способных провести контроль технического состояния автомобилей с максимальной точностью. Кроме того, это позволило автовладельцам избежать поездок на стационарные пункты диагностики, записей, очередей и подстраивания под чей-то график. А как же обстоят дела у нас?
Порядок проведения ГТО в Украине определен "Правилами проведения государственного технического осмотра автомобилей, автобусов, мототранспорта и прицепов", которые утвержденны постановлением Кабинета Министров Украины от 26.02.93 г. В этих правилах контроль технического состояния не предусматривает использования средств технической диагностики. Поэтому с целью повышения качества оценки технического состояния транспортных средств Кабинет Министров Украины своим постановлением № 487 от 31.03.99г. внес изменения в "Правила проведения государственного технического осмотра ...":
"Государственный технический осмотр (далее технический осмотр) транспортных средств проводится органами ГАИ или комиссиями, возглавляемыми их работниками, с целью проверки соответствия технического состояния транспортных средств Правилам дорожного движения, другим актам законодательства, и уровня технического состояния".
К проверкам технического состояния транспортных средств могут привлекаться на основе составленных с ГАИ договоров предприятия, аккредитованные согласно требованиям ДСТУ 3412-96 как лаборатории диагностики технического состояния дорожных транспортных средств. Аккредитация лабораторий диагностики проводится Госстандартом при участии МВД сроком на 3 года.
Если автомобиль проходил проверку в лаборатории диагностики, то ее собственнику выдается соответствующая справка, которую он должен предъявить работнику ГАИ или комиссии при прохождении технического осмотра (вместе с другими регистрационными документами).
На каждое транспортное средство, которое прошло технический осмотр, выдается талон, в котором работник ГАИ делает соответствующие оценки. При выявлении неисправностей, которые угрожают безопасности движения, эксплуатация этого транспортного средства запрещается со снятием номерного знака до их устранения и повторного технического осмотра. В этом случае составляется акт технического осмотра, в котором отображают все выявленные неисправности (копия акта выдается владельцу транспортного средства по его требованию).
Заграничный и отечественный опыт свидетельствует об эффективности инструментального контроля. Его преимущества - в достоверности значений параметров, которые проверяются, и в том, что они всегда могут быть уточнены. Однако для успешного внедрения инструментального контроля потребуется решить много проблем. В первую очередь - решить вопрос оснащения пунктов инструментального контроля необходимым контрольно-диагностическим оборудованием.
К сожалению или к счастью, наше законодательство пока что не выдвигает жестких требований к техническому состоянию автомобилей и все сводится к прохождению технического осмотра один раз в два года и в несколько раз чаще у спецтранстора. Хотя в период существования СССР и некоторое время после его распада активно велись разработки инструментального и методического обеспечения технического осмотра автомобилей для передвижных станций диагностики. Велись разработки по созданию таких станций, просчитывался экономический эффект от внедрения и необходимость применения. Как это ни удивительно, но большинство из этих наработок актуальны и сегодня.