
Динамика прироста парка автомобилей в Украине имеет постоянно возрастающий положительный тренд. Например, количество проданных автомобилей в 2002 г. составило 108131 единиц на общую сумму $931,2 млн., в 2003-м – 154796 на общую сумму $1724,5 млн., в 2004 году – 208161 ($2242 млн.), в 2005-м – 265475 ($3325,8 млн.), в 2006 году – 417 тыс. автомобилей ($ 5221,5 млн.), в 2007 году – 540 тыс. автомобилей ($8114, 8 млн.). То есть за шесть лет объем продаж составил 1693563 автомобиля общей стоимостью $21559,8 млн. В стоимостном выражении объем продаж увеличился в 8,71 раза, в количественном – в 5 раз. Средняя цена покупаемого автомобиля возросла в 1,83 раза. По градостроительным нормам на 200 автомобилей нужен один пост, а на 1000 автомобилей нужна одна СТО (специалисты автомобильного рынка и фирмы-импортеры приводят другие цифры – от 100 до 500 автомобилей). Для указанного прироста парка прирост мощностей должен составлять 1693563/200 = 8468 постов или 1600 СТО. В таблице приведены результаты расчета потребности в приросте мощностей автосервиса. Таким образом, технологическое количество постов для этого парка составляет 10500, что соответствует 2000-2100 станциям технического обслуживания. К сожалению, навсегда утрачена информация, касающаяся динамики развития автосервиса: в Украине никто никогда не делал этого анализа. Тем не менее экспертные оценки позволяют сделать вывод, что в целом автосервис бурно развивался с 1993 по 2000 гг., и основной прирост мощностей автосервиса, прежде всего – универсального независимого – пришелся на 1990-е годы. К 2000 году в Украине, по разным оценкам, насчитывалось 6000-8000 СТО. За последние семь лет интенсивно развивались дилерские станции технического облуживания. Их число возросло до 500-550 штук. При этом количество независимых универсальных станций в крупных городах незначительно уменьшилось (за счет смены арендаторов помещений или сноса старых зданий), а в небольших городах и районных центрах возросло за счет роста парка и упрощения процедуры регистрации частного бизнеса. Однако в городах, где наблюдается наиболее интенсивный прирост парка, прирост мощностей автосервиса практически отсутствует. Это касается крупных городов, где ценность земли оценивается в измерениях, не сопоставимых с автосервисом, и где продажа автомобилей экономически приоритетна, а автосервис не лежит в поле зрения экономических интересов автомобильного бизнеса.
В крупных городах независимый универсальный или специализированный автосервис, потребность в котором возрастает еще в большей мере, чем в авторизированном, не может развиваться по причине его незащищенности и низкой инвестиционной возможности. Этот автосервис относится, за редким исключением, к малому бизнесу, который у нас не поддерживается государством и не получил по этой причине должного развития. Можно сделать вывод, что перспектива прироста мощностей автосервиса практически отсутствует по той причине, что крупные операторы рынка не заинтересованы в развитии автосервиса так, как в развитии мощностей по продаже автомобилей и наращивании продаж, рентабельность которых значительно превышает рентабельность автосервиса. Можно привести множество примеров подтверждающих вышесказанное. Например, один достаточно крупный оператор автомобильного рынка, запланировав строительство 13-ти автосалонов в разных городах Украине, не планирует строительство ни одного автосервисного поста. Ежегодное увеличение продаж ведет в такой ситуации к росту дефицита мощностей автосервиса. Такая тенденция будет сохраняться до тех пор, пока не изменится объективная ситуация на рынке – соотношение рентабельности продаж автомобилей, сервиса и запасных частей. Однако существующие тенденции пока остаются в силе и влияют на рыночную ситуацию. Рост дефицита мощностей будет наблюдаться и в дальнейшем.
Первоисточник - delay-auto.ru.