
Сказать, что украинская экономика адаптировалась к новым условиям, пока вряд ли представляется возможным. Наиболее уважаемые представители "масельного" бизнеса делают лишь осторожные прогнозы относительно перспектив структуризации данного рынка. Тем временем, как сказал Леонид Макарович, "маемо те, що маемо" - хаотический нерегулируемый рынок, обильно заполненный малоизвестными наименованиями. Жесткая конкуренция на ценовом уровне, подверженная влиянию кризисов мирового, государственного и местного масштаба (борьба на уровне сервисного пакета декларируется, но на текущий момент не имеет решающего значения). Низкий уровень не просто образования, а знаний как таковых у представителей наиболее массового звена - розницы, - которые непосредственно контактируют с потребителями. Где эти люди учатся?
Где повышают квалификацию?.. Не полагаясь на существующую розничную сеть, отдельные маслотрейдеры делают ставку на организацию собственных товаропроводящих сетей, в частности пунктов маслозамены. Однако в большинстве своем даже крупные компании, не имея в ближайшей перспективе возможности существенно повлиять на ситуацию, вынуждены следовать в русле правил, сформированных на "нижнем" уровне.
Собственно, говорить о том, что у самих маслотрейдеров нет проблем с формированием кадрового состава и подбором профессиональной команды дистрибьюторов, также не приходится. 100 марок - это, по крайней мере, 50 импортеров и сотни фирм, входящие в дистрибьюторские сети. Таким образом, свободных менеджеров, особенно высшего звена на рынке нет. Профессионалы - на вес золота. И хотя генеральный директор компании смазочных материалов 'ТНК-Тексако Украина' Александр Трухан полагает, что 'у новых компаний и торговых марок еще есть шансы побороться за украинский рынок", вряд ли на сегодняшний день для продвижения новой торговой марки можно "с нуля" собрать достойную команду, не используя head-hunting (букв, "охота за головами" - переманивание сотрудников). Если же учесть, что перспективных марок на украинском рынке, может, несколько десятков, а успешных и того меньше, переманивать практически некого...
Ситуация на рынке действительно не способствует кристаллизации грамотных бизнес-технологий и тем более бизнес-этики. Тем не менее, есть же немногие компании, которым удалось сделать на рынке успешные торговые марки! Читайте нашу следующую статью. В ней мы завершим наш рассказ!