
Сегодня на украинском рынке автомобильной химии присутствует довольно много марок омывателей стекол, наиболее известные из которых - ВАМП, Химрезерв, Bizol, Foster, Gold Eagle, Hi-Gear, Velvana, Vic и др. Каждая из них имеет свою, особенную рецептуру. Компоненты, присутствующие во всех этих жидкостях, - разве что спирт и вода. Но помимо них в состав омывателя добавляются и другие составляющие. Например, поверхностно-активные вещества (ПАВ), которые обеспечивают очистку стекла от жиров и органических продуктов, препятствуют набуханию резины или обеспечивают ее "омолаживание", а также краситель, отдушка, и т.п.
Основу любой жидкости для омывателя стекла составляют спирты. Обычно применяются три их разновидности: метанол, этанол и изопропанол. Сегодня самые дешевые незамерзающие жидкости изготавливаются на основе метилового спирта. Метиловый спирт (метанол) - это бесцветная жидкость с запахом, подобным этиловому спирту. Проведенные российскими экспертами испытания по определению содержания паров метанола в салоне автомобиля при использовании метанолсодержащей жидкости показали, что после двух часов работы с включенным обдувом и частым омыванием стекла, когда автомобиль стоит, концентрация метанола превысила предельно допустимую норму в 3,7(!) раза. При движении картина также была далека от идеала. Поэтому, если уж так вышло, что пришлось залить метанолсодержащую жидкость, то нужно постараться, по крайней мере, не включать омыватель стекол в пробках и на стоянках.
Этиловый спирт - это жидкость, полученная путем брожения из органических продуктов. Этиловый - это водочный спирт. Так, например, дорогая водка производятся из 4-5 фракции.
Для омывателей стекол используются спирты с фракции ниже восьмой, в которой присутствует довольно большое количество сивушных примесей. Этиловая жидкость обладает своеобразным спиртовым ароматом. К тому же нижние фракции могут влиять на здоровье, правда, не так серьезно, как метиловый спирт, но все же. У водителя может ухудшиться самочувствие, появиться головокружение или головная боль. Что касается изопропилового спирта, то он является нефтепроизводной - производится методом гидрокрекинга из нефти. Поэтому изопропиловый спирт не несет с собой вредных тяжелых сивушных масел и запахов. Сегодня практически все стеклоомывающие жидкости производятся на основе этилового или изопропилового спирта. Но более распространен все же этиловый спирт. В основном это связано с тем, что он дешевле. Сегодня омывающие жидкости, изготовленные только на спирте и воде, не могут удовлетворить потребности потребителя. Поэтому в них вводят добавки, позволяющие повысить эксплуатационные характеристики жидкости. Например, ПАВ, которые берут на себя работу по очистке жировых и других отложений. Так, из-под колес автомобиля летит не только снега и вода. На стекло могут оседать частицы дизельного топлива, масла и т.п. Эта грязь практически не смывается спиртом и будет "водиться" по стеклу автомобиля, ухудшая видимость. К тому же, полученная пленка может содержать в своем составе и абразивные частицы, приводящие к затиранию стекла. А это может привести к неким проблемам. Например, во время движения ночью свет от фар встречного автомобиля будет "играть" на царапинах стекла, что приводит к быстрой усталости глаз или даже может ослепить человека. Но этого можно избежать благодаря тем же жидкостям для омывателя стекол - например, марки Foster, в которые, помимо ПАВ, входит и вещество наподобие силикона. Оно при прохождении дворника по стеклу затекает в возникшие микротрещинки, повышая прозрачность стекла и снижая преломление света. По словам производителей, сегодня на украинском рынке автохимии аналогов жидкости с подобной рецептурой пока нет ни среди отечественных, ни среди импортных продуктов.
Это только один из примеров, говорящий о необходимости использования дополнительных добавок. Помимо этого они должны продлевать срок службы щеток стеклоочистителя, смягчая их и защищая от абразивного износа. Прочищать и не позволять засоряться форсункам стеклоомывателя, идеально чистить стекла и предотвращать образование изморози и ледяного покрова в течение нескольких часов после применения. Последнее предотвращает примерзание щеток, ледовательно - возможную поломку механизма их привода при включении (такими свойствами, к примеру, обладают омывающие жидкости Vic благодаря дополнительному пакету присадок, в который входит тефлон, улучшающий размораживающие свойства). К тому же омывающие жидкости должны быть инертными к лакокрасочному покрытию автомобиля, пластмассам и резино-техническим изделиям. При выборе жидкости для омывателя стекол необходимо учесть и то, что концентраты данных жидкостей должны быть адаптированы под украинскую воду. В большинстве европейских страна вода более мягкая, следовательно, рецептура омывающих жидкостей подбирается под нее.
Использование же нашей воды может привести к ухудшению некоторых свойств жидкости.
Также нелишним будет обратить внимание и на внешний вид упаковки. Как правило, производитель при должном качестве продукта старается не оставить без внимания и тару. По крайней мере, на этикетках должно быть максимум информации о свойствах данной жидкости, ее составе и особенностях использования.