Чтение RSS
Сайт по ремонту и обслуживанию автомобиля - Delay-auto.ru, будет полезен не только начинающим автолюбителям, но и профессионалам со стажем.
» » Какие свечи зажигания лучше?

Какие свечи зажигания лучше?


Какие свечи зажигания лучше?Есть, наверное, изрядная доля несправедливости в том, что чаще всего работать с первыми несовершенными образцами любой новой техники гораздо сложнее, чем с последующими более совершенными вариантами. Конечно, эту всеобъемлющую тенденцию непросто увидеть на примере положения дел в современном транспортном двигателестроении. И все же. История о том, как после многолетнего развития двигателей Отто, с искровым зажиганием, появились двигатели с воспламенением от сжатия Дизеля - убедительное тому подтверждение. Кроме различий принципа воспламенения топлива, двигатели Отто и Дизеля в обязательном порядке отличаются еще и конструктивно. И, прежде всего, тем, что моторы с принудительным воспламенением топливной смеси крайне зависимы от такой, на первый взгляд, незначительной детали, как свеча зажигания.

За время своей эволюции свеча зажигания прошла не менее насыщенный борьбой за высокую степень совершенства путь, чем сам двигатель. Какими только свечи ни были. И с фарфоровым, позже слюдяным и стеатитовым изолятором (керамика на основе Al 2O3, стала применяться с конца 30-х годов), и с разборным корпусом, и с прижимной гайкой для крепления высоковольтного провода. Как только ни приходилось конструкторам изощряться, чтобы совместить такие взаимоисключающие друг друга вещи, как высокая мощность разряда и длительная, надежная работа свечи. А чтобы оценить объем выполненной на протяжении времени эволюции свечи зажигания работы, прежде всего, необходимо вспомнить о том, в каких условиях она выполняет свою миссию.

Какие свечи зажигания лучше?Расположенная непосредственно в камере сгорания двигателя, свеча зажигания работает в условиях изменений температурного режима, достигающих порядка 3000°С. Температура, действующая на изолятор свечи, достигает показателя в 1000°С. При этом разница давления, оказываемого на свечу, также значительна и составляет не менее 80 бар. Учитывая то что без устойчивой и надежной искры двигатель Отто работать не будет, следует также помнить, что частотный диапазон работы свечи полностью соответствует частоте выполнения рабочих тактов в цилиндрах двигателя. На практике это означает, что нормальным показателем для свечи зажигания является образование искры с частотой от 500 до 3500 раз в минуту при напряжении зажигания свыше 30 кВ. Однако на этом факторы, осложняющие жизнь конструкторам, далеко не исчерпываются. Выступая за пределы поверхности камеры сгорания, свеча зажигания из средства управления работой мотора вполне способна превратиться в негативно влияющий на управление элемент системы. А ведь от точности возникновения искры на электродах свечи полностью зависит ни много ни мало эффективность работы двигателя. Стоит топливной смеси воспламениться раньше (или позже) положенного - и двигатель не сможет развить заданную мощность и крутящий момент. Топливная смесь сгорит не полностью, и вместо выполнения полезной работы лишь увеличит количество вредных веществ в атмосфере. И это случится обязательно в том случае, если температурный режим работы свечи выйдет за нижние пределы рекомендованного. Последствия в виде образования на свече сажи не заставят себя долго ждать. Вместе с образованием сажи зажигание тут же станет калильным. Какие свечи зажигания лучше?Раскаленные частицы нагара начнут поджигать топливную смесь беспорядочно и несистематично, по мере ее поступления в камеру сгорания. С другой стороны, превышение температурного режима чревато тем, что образование искры на электродах свечи станет попросту невозможным. Именно по этой причине свеча просто обязана быть сконструирована таким образом, чтобы обеспечить расчетную теплоотдачу и поддерживать температурный режим в диапазоне от 400 до 850°С. Именно при этом температурном режиме обеспечивается самоочистка свечи от нагара и сохраняются условия для работы без высокого износа электродов с гарантированным образованием искры. Кроме того, что свеча обязана работать в крайне сложных условиях циклически изменяющихся нагрузок, ее работа должна быть еще и эффективной. Далеко не каждая искра способна эффективно воспламенить топливную смесь. Недостаток энергии, выделяющейся при ее возникновении, может привести и к отсутствию воспламенения. Высокая мощность искры актуальна еще по той причине, что только так можно обеспечить возможность сгорания обедненной топливной смеси. А работа двигателя на обедненных топливных смесях - это наиболее перспективный путь увеличения эффективности моторов. Сгорание бедных составов топливной смеси обычно обеспечивается расслоением топливного заряда в таком виде, чтобы на момент подачи искры в зоне свечи образовывался слой наиболее богатой смеси. В этих условиях богатая смесь без труда возгорается, и возникший факел легко воспламеняет более бедную смесь. Однако работа по изменению формы камеры сгорания в этом случае сопряжена с рядом конструктивных трудностей. Кроме того, изменение ее формы уводит от наиболее оптимального технического решения, при котором отдача от двигателя наиболее велика - от полусферической формы камеры сгорания. Учитывая эти факторы, конструкторы все чаще и чаще направляют свои усилия на поиск вариантов усовершенствования именно свечи. Ведь если свеча сможет воспламенять обедненную топливную смесь при сохранении оптимальной формы камеры сгорания, то эффективность работы моторов будет увеличена при минимальных затратах. Одним из таких вариантов является применение плазменных свечей зажигания. Сама идея использования плазмы для воспламенения обедненной топливной смеси появилась еще до того, как роль ее образования была отведена непосредственно свече зажигания. До этого получение плазмы обеспечивалось за счет изменений формы камеры сгорания путем введения в ее конструкцию форкамеры. После затруднений с обеспечением надежной работы продуваемых форкамер, с самостоятельным впускным каналом и клапаном для отдельной подачи обогащенной части топливной смеси, конструкторы попытались применить непродуваемые форкамеры. В таком варианте исполнения форкамера представляла собой отдельную камеру небольших размеров, выполненную в массивной стенке основной камеры сгорания и соединенную с ней отверстием в виде клювообразного выступа турбулизатора. Расчет строился на том, что при сжатии топливной смеси инерция будет "втягивать" более тяжелую обогащенную смесь в дополнительный объем форкамеры, а свеча зажигания, расположенная рядом, воспламенив эту обогащенную часть топливной смеси, обеспечит получение выброса плазмы для воспламенения оставшейся обедненной части топливной смеси. Однако и это техническое решение также оказалось не безупречным. В связи с этим последующие работы с плазмой проводились уже непосредственно с использованием свечи.

В наиболее простом варианте плазменная свеча содержит в своей конструкции камеру под электродами, аналогичную форкамере камеры сгорания в головке двигателя. Аналогия полная и расчет все тот же. Плазма в этом случае должна образовываться в камере под электродами свечи. При возникновении электрического разряда между электродом и корпусом свечи газ в камере сгорания нагревается до очень высокой температуры и, расширившись, выбрасывается в камеру сгорания через отверстие в корпусе свечи. Результат выражается в образовании плазменного факела длинной 5-6 мм, который как раз и должен обеспечить эффективное сгорание обедненной части топливной смеси. В теории так оно и должно быть. Однако на практике такой результат путем установки плазменной свечи в стандартный двигатель достигается крайне редко. Прежде всего, далеко не факт, что форма камеры сгорания абсолютно любого двигателя обеспечит "попадание" обогащенной смеси в форкамеру свечи. Чаще всего на практике все происходит с точностью до наоборот. И даже если обогащенная смесь все-таки окажется в камере свечи, далеко не факт и то, что свеча выдержит контакт с плазмой длительное время. Экспериментировать с такими свечами, конечно же, можно. Но, скорее всего, результатом будет либо отсутствие эффекта, либо быстрый выход свечи из строя. Применять же плазменные свечи наряду с изменением формы камеры сгорания неперспективно по тем же причинам, по которым сложно работать с форкамерами в камере сгорания мотора. Впрочем, применение форкамеры в свече - это далеко не единственный метод получения плазмы для воспламенения обедненной смеси. Другой вариант плазменного зажигания использует небольшой насос высокого давления, который обеспечивает подачу дополнительной порции воздуха к электродам свечи в момент образования дугового разряда. Образующийся при разряде объем ионизированного воздуха затем поступает в камеру сгорания. Недостаток этого варианта все тот же. Сложность конструкции не позволяет широко применять его на транспортных двигателях. Есть еще один вариант работы свечи, перспективный для обеспечения воспламенения бедной смеси. Речь идет о методе, при котором свеча образует постоянную электрическую дугу на протяжении 30 градусов поворота коленчатого вала. В этом случае высвобождается до 20 МДж энергии, благодаря чему удается обеспечить гораздо более интенсивное воспламенение обедненной топливной смеси. Однако следует помнить, что нагрузка непосредственно на свечу возрастает пропорционально. Следовательно, ждать от нее длительной и надежной работы в этом случае не стоит. Перспективы развития свечи сопряжены не только с применением плазмы. В последнее время все чаще и чаще приходится сталкиваться с информацией о разработке лазерных систем зажигания топливной смеси. Этот вариант привлекателен тем, что позволяет создавать в подготовленной топливной смеси множество очагов возгорания за счет источника энергии крайне высокой мощности. Вполне возможно, что перспектива развития систем зажигания в будущем будет непосредственно связана с лазерными системами, выступающими в роли всем привычной свечи зажигания. Но это в будущем. А пока, учитывая проблемы с получением безупречного плазменного зажигания, конструкторы идут по пути совершенствования испытанной временем известной конструкции свечи зажигания. В своей работе современные свечи зажигания используют принцип зажигания с поверхностно-воздушным искровым разрядом. Поверхностно-воздушный искровой разряд является компромиссным техническим решением, которое позволяет удачно совместить решение двух одинаково важных задач. С одной стороны, мощность и длительность получаемой искры обеспечивает надежное и качественное воспламенение топливной смеси. С другой - свеча обладает высоким ресурсом работы и обеспечивает надежное воспламенение в любых условиях эксплуатации. Конструктивно свеча с поверхностно-воздушным искровым разрядом имеет несколько тонких боковых электродов наряду с покрытым цветным металлом центральным электродом. Эта комбинация и обеспечивает значительные преимущества по сравнению с обычными свечами. Свеча такой конструкции обеспечивает большое количество возможных искровых промежутков в соответствии с нагрузкой на двигатель и степенью его износа.

В современном двигателе внутреннего сгорания нет места мелочам. Важность каждого узла и системы одинакова при обеспечении оптимальной работы мотора. Однако значение свечей зажигания, играющих ключевую роль при работе двигателя Отто, нельзя недооценивать. В зависимости от степени их совершенства находится и мощность, и экономичность, и надежность, и долговечность работы мотора. Именно по этим причинам экономить на свечах не стоит ни при каких условиях. Ведь неправильно подобранные или некачественные свечи - это гарантия неэкономичной работы мотора и быстрого выхода его из строя.







Вернуться