Чтение RSS
Сайт по ремонту и обслуживанию автомобиля - Delay-auto.ru, будет полезен не только начинающим автолюбителям, но и профессионалам со стажем.

Тормозная жидкость


Среди всего разнообразия автожидкостей наибольшая ответственность за сохранность и безопасность автомобиля лежит на тормозной. Даже самая серьезная неисправность по вине какой-то другой из жидкостей кажется сущим пустяком по сравнению с отказом тормозов. А ведь по статистике более половины ДТП случаются из-за нарушений в работе тормозной системы. Многих из них можно было бы избежать, периодически обслуживая систему, в частности, уделяя больше внимания тормозной жидкости.

При торможении автомобиля выделяется огромное количество тепла, часть которого отводится потоком воздуха, другая - расходуется на нагрев деталей, а значит, передается и тормозной жидкости, находящейся в тормозных цилиндрах и близлежащих трубопроводах. Температура ее нагрева вполне может достигать значений, в пределах которых находится точка закипания жидкости. Тормозная жидкостьЕсли это произойдет в тормозной системе, все попытки водителя остановить автомобиль могут оказаться тщетными, так как сжиматься будет не жидкость, а пузырьки паров жидкости.

На температуру кипения существенное влияние оказывает такое свойство тормозной жидкости, как гигроскопичность, т.е. поглощение влаги из окружающей среды. Наличие воды в составе тормозной жидкости значительно понижает температуру кипения, а также повышает коррозионную агрессивность по отношению к металлическим деталям системы. Поэтому при тестировании температура кипения жидкости измеряется два раза: для "сухой" (чистой) и "увлажненной" (3,5% воды) жидкости. Низкие температуры приводят к загустеванию жидкостей. Если, к примеру, с загустевшим маслом и замерзшей стеклоомывающей жидкостью еще можно смирится, то с тормозной "шутить" не стоит. Ухудшение текучести тормозной жидкости может вылиться в серьезные проблемы с тормозами, а значит - и безопасностью управления автомобилем. Поэтому к тормозным жидкостям выдвигается еще одно требование - они должны обладать высокой вязкостной стабильностью как при высоких, так и при низких температурах.

Какая тормозная жидкость лучше?



Примечание. На низкотемпературные показатели жидкости существенное влияние оказывает гигроскопичность. Если в случае с температурой кипения она имела негативное воздействие, поскольку понижала ее, то в данном случае наоборот.

Это свойство жидкости позволяет предохранить тормозную систему от образования в ней ледяных пробок, так как, химически связывая воду, не позволяет ей находится в тормозной жидкости в свободном состоянии. Подробно рассказывать о свойствах и их влиянии на работу тормозной системы мы не будем, а остановимся на них в одном из последующих материалов. Теперь же перейдем к рассмотрению предлагаемых на рынке видов тормозных жидкостей - составу, рабочим показателям и особенностям применения. Итак, начнем с достаточно распространенной ранее тормозной жидкости БСК. Она представляет собой смесь касторового масла и бутилового спирта (в равных количествах) с добавлением красителя. Жидкость обладает хорошими смазывающими свойствами, однако имеет невысокие вязкостно-температурные показатели.

Какую тормозную жидкость использовать?



Рекомендуется использовать до - 20°С, так как последующее понижение температуры приводит к заметному загустению жидкости. Температура кипения БСК составляет около 115°С, что ограничивает возможность ее использования, в частности, при интенсивном торможении. Особенностью жидкости БСК является то, что она не гигроскопична. Однако при попадании в гидросистему воды нарушается ее однородность, и тормозная жидкость становится непригодной к дальнейшему использованию. Отечественной промышленностью БСК выпускается и по сегодняшний день, поскольку еще находит применение в гидроприводах тормозов грузовых и легковых автомобилей старых конструкций. Несколько улучшенными рабочими показателями обладает тормозная жидкость "Нева", изготавливаемая на основе гликолей с добавлением вязкостной, антикоррозионной, противоизносной присадок. Рабочий температурный диапазон данной жидкости находится в пределах от -50 до +200°С, что дает возможность ее использования в Украине круглогодично. Жидкость обладает неплохими вязкостно-температурными показателями, низкой испаряемостью. Однако имеет и недостатки. Например, высокую гигроскопичность. "Нева" рекомендуется для применения в гидроприводах тормозов легковых автомобилей стран СНГ, кроме некоторых моделей ГАЗ. Смешивать "Неву" и БСК категорически запрещено. Зарубежными аналогами "Невы" являются жидкости, соответствующие классу DOT 3.
Тормозная жидкость


Тормозная жидкость dot

Примечание. Большинство тормозных жидкостей зарубежного производства разработаны на основе американских отраслевых норм SAE J1703 и требований федерального стандарта США по безопасности автомобилей FMVSS 116. Классифицируются тормозные жидкости по классам DOT (Department of Transportation), причем минимальным на сегодняшний день считается уровень DOT 3. Однако тормозные жидкости класса DOT 3 довольно гигроскопичны, что может вызвать коррозию тормозных магистралей и цилиндров, а также приводит к понижению температуры кипения. К тому же эти жидкости могут разъедать детали из натуральной резины и краску. Следующий класс DOT 4. Как известно, по внешним признакам определить качество тормозной жидкости невозможно. Визуально можно разве что проконтролировать цвет, прозрачность, наличие примесей, неоднородность жидкости и то, если она будет в стеклянной таре. Более подробные сведения о свойствах того или иного продукта можно получить только при тестировании. Поэтому следующий шаг - совместное с журналом autoExpert и сотрудниками лаборатории компании "ВАМП" исследование тормозных жидкостей, предлагаемых в точках продажи автохимии, и выявление некачественной, контрафактной продукции. В ходе данного мероприятия будут более полно рассмотрены требуемые нормативами и полученные в процессе тестирования рабочие показатели тормозных жидкостей.







Вернуться