Чтение RSS
Сайт по ремонту и обслуживанию автомобиля - Delay-auto.ru, будет полезен не только начинающим автолюбителям, но и профессионалам со стажем.

Тормозная жидкость dot4


Наряду с большим количеством в современных автомобилях вспомогательных систем, наибольшая ответственность за безопасность управления транспортным средство все же возлагается на тормозную систему. Механизм работы гидравлических тормозов практически не изменяется, а проходит определенная его доработка. Например, внедрение той же антиблокировочной системы, по сути, не изменило принцип организации процесса торможения: как и прежде водитель давит на педаль, усилие посредством жидкости передается на исполняющие механизмы, которые осуществляют прижим тормозной колодки к диску. При всех доработках и совершенствовании тормозов одним из неизменных ее элементов остается тормозная жидкость, которой в обеспечении надежности и работоспособности всей тормозной системы отводится не последняя роль.

Перед тем как отпустить клиента, находчивый продавец всегда поинтересуется, давно ли тот проводил обслуживание автомобиля и ничего ли ему больше не нужно. Сегодня регламентные работы по автомобилю могут проводить специализированные СТО, где указывают на необходимость выполнения той или иной операции. Однако многие автовладельцы пытаются все же выполнить их самостоятельно или обращаются к универсальным мастерским, при этом в основном указывая на уже проявившие себя проблемы.

Но отказ тормозов из-за устаревшей тормозной жидкости происходит, как правило, внезапно, в самых непредвиденных обстоятельствах, и предварительно ничто не указывает на надвигающуюся угрозу. Поинтересовавшись, когда клиент в последний раз проводил замену тормозной жидкости, да еще при этом рассказав о ее рабочих изменениях и необходимости замены, продавец продемонстрирует свои знания, заботу о безопасности клиента, заслужит его уважение…

Тормозная жидкость dot4 - (ДОТ)


Тормозная жидкость dot4Помимо грамотно сконструированной разработчиками тормозной системы, основным условием ее надежной работы является качество используемых компонентов. Большая механическая и тепловая нагрузка приходится на исполняющие механизмы, в частности - тормозные колодки. В процессе трения фрикционной массы о тормозной диск или барабан высвобождается огромное количество тепла, которое также распространяется на размещенные вблизи детали. При агрессивном стиле вождения и использовании некачественных колодок возможен чрезмерный нагрев брикета, приводящий к оплавлению элементов, входящих в состав фрикционной массы. В результате возможно местами возникновение тонкой пленки, которая приводит к уменьшению трения и снижению эффективности тормозов. Что-то аналогичное происходит при торможении с заблокированными колесами, когда оплавляется резина протектора и шина "скользит" по дороге. Помимо этого, из-за перегрева возможна деформация тормозного диска, появление трещин на нем, более интенсивный износ колодок и т.п. А как же влияет температура на тормозную жидкость? Как известно, при повышении температуры все жидкости "разжижаются", а при достижении критической точки - закипают. Тормозная жидкость - не исключение. Усугубляет положение еще одно "малоприятное" свойство тормозных жидкостей - гигроскопичность. При несоблюдении правил хранения или потери герметичности упаковки в жидкости постепенно накапливается влага. В незначительных количествах она просачивается через малейшие вентиляционные отверстия, а также в результате диффузии и попадает далее через шланги в тормозную жидкость, при этом понижая точку начала кипения. Так, достаточно всего 2% воды, чтобы температура кипения тормозной жидкости снизилась на 60°С. Таким образом, при экстремальных нагрузках в тормозной жидкости даже с небольшим содержанием воды возможно образование паровых пробок, приводящих к ухудшению эффективности тормозов, а то и вообще к их отказу. Теперь проведем некоторые приблизительные расчеты. В среднем, в первый год эксплуатации автомобиля в тормозной жидкости скапливается около 2% влаги, к концу второго - до 3,5%, третьего - до 4,5%. Если взять, к примеру, тормозную жидкость класса DOT 4, температура кипения которой ("сухой" жидкости) обычно составляет 260°С, то выходит следующая картина. После первого года работы автомобиля температура кипения жидкости будет составлять около 200°С, на второй год - около 155°С, третий - около 125°С. Теперь, если учесть, что начало образования паровой фазы в жидкости происходит при более низкой температуре, чем кипение, и в экстремальных условиях (агрессивный стиль вождения, затяжные спуски и т.д.) температура нагрева тормозной жидкости может достигать 150°С и более, становится очевидным: замену жидкости следует производить с периодичностью 1,5-2года. Помимо этого, с увеличением срока работы в жидкости вырабатываются и теряют свою эффективность присадки, накапливаются продукты износа, различные примеси и т.д., которые удаляются вместе с жидкостью при ее замене. Как говорилось ранее, это приблизительные расчеты, и многое зависит от состояния тормозной системы, качества используемой тормозной жидкости и деталей, условий эксплуатации автомобиля и т.д. В летний период скорость разогрева деталей увеличивается, поскольку уже изначальная температура деталей приравнивается к температуре окружающей среды, а также ухудшается охлаждение тормозов. Высокие температуры опасны не только с точки зрения возможного закипания. Повышение температуры приводит ускорению процессов окисления, а также к понижению вязкости тормозной жидкости. Последнее вызывает ухудшение смазывающих способностей, увеличивает вероятность подтекания жидкости. Помимо вязкостно-температурной стабильности, к тормозным жидкостям предъявляют еще целый ряд требований: они должны быть физико-химически стабильными в условиях хранения и работы (не расслаиваться, противостоять возникновению осадков, не вспениваться), обладать высокими антикоррозионными и смазывающими свойствами, незначительной сжимаемостью, быть инертными к резиновым и металлическим деталям. Для обеспечения надежной работы тормозов и безопасности управления автомобилем за ними нужен постоянный уход. Это касается как контроля тормозных колодок, дисков, металлических трубок, проверки герметичности системы и т.д., так и периодической замены тормозной жидкости и резиновых шлангов. Если на них появились даже слабо заметные трещинки, шланги следует поменять. Существенное влияние на работоспособность шлангов имеет и качество тормозной жидкости. Если она агрессивна к резине, то повреждение патрубка может происходить изнутри, хотя внешне он выглядит вполне нормально. Поэтому следует периодически менять шланги, примерно после 100 тыс. км пробега автомобиля. Воздействию тормозной жидкости подлежат и другие резиновые элементы тормозной системы. К примеру, уплотнители тормозных цилиндров. Под действием жидкости они немного набухают, благодаря чему достигается лучшая герметизация.







Вернуться