Реклама - один из основных инструментов коммуникации производителей продукции (компаний, предоставляющих те или иные услуги) с потенциальным потребителем (пользователем). Рекламное сообщение должно быть максимально коротким и при этом содержать максимум информации. Именно поэтому так важно определиться с тем, на чем, в конечном итоге, будет концентрироваться внимание - на товаре или имидже?
Реклама - явление феноменальное, не уступающее своей историей наиболее древним профессиям. Сегодня ее пытаются загнать в рамки учебников и классификаций, разделить на составляющие и всему дать определение. К слову, процесс систематизации идет вполне успешно - фолианты, посвященные рекламному мастерству накапливаются, ряды теоретиков и практиков пополняются… Но насколько данные научные изыскания облегчают жизнь рекламодателю, зачастую не имеющему времени (да и желания, чего душой кривить) на изучение этих без сомнения не бесполезных трудов? Вот и получается, что диалог между заинтересованными сторонами периодически начинает напоминать разговор слепого с глухим. Или выходит приблизительно следующего содержания: "Сделайте нам рекламу! - С удовольствием… Вам какую? - Нам рекламу!".
А ведь от степени взаимопонимания заказчика и копирайтера зависит ни много, ни мало - успех компании, ее товаров или услуг на рыке. Итак, первое, с чем стоит определиться, прежде чем обращаться в рекламное агентство (РА) или приниматься за разработку рекламной компании - акцент основного сообщения, его "первый план". Исходя из преследуемых целей нужно, понимать, какая реклама в каком случае будет уместна. Если ваша задача - заставить потребителя обратить внимание на продукт (например, в случае его дебюта на рынке), вам необходима товарная реклама, призвание которой, по большому счету, - констатировать факт присутствия того или иного товара с определенным перечнем потребительских свойств. Если же продукт в рекламе не нуждается (бренд достаточно известен), есть смысл задуматься о рекламе несколько иного рода - рекламе имиджевой. В этом случае преследуемая цель - наделить тот же продукт эксклюзивными, иррациональными качествами, способными привлечь внимание потребителя (в основном, строго ориентированного на эти качества - представителя четко очерченной целевой группы). Впрочем, такое разделение тоже относительно и провести грань между товарной и имиджевой рекламой очень сложно…

Создать благоприятный имидж продукции, связать его с правильными ассоциациями - вот основная цель имиджевой рекламы. Другими словами, ее задача - заставить потребителя оценить продукт в соответствии с интересами компании и обосновать его симпатии к конкретному товару . Ведь продукт вряд ли будет ассоциироваться как престижный, красивый, эстетичный, полезный и т.д. исключительно на основе суждений о его утилитарных свойствах. Конечно, кроме всего прочего, реклама должна выполнять свои непосредственные функции: предоставлять потребителю информацию о товаре, его свойствах и цене. Чтобы выполнить это предназначение, нужно:
1. Привлечь внимание потенциального покупателя.
2. Завоевать его симпатии.
3. Мотивировать покупку.
Еще одна трактовка понятия "имиджевая реклама" - разработка корпоративного стиля или даже бренда (другими словами - рекламно-маркетинговой концепции). Всевозможная рекламная продукция (ручки, блокноты, пакеты с логотипом компании) призвана повышать уровень потребительской лояльности по отношению к вашей организации. В таком выражении имиджевая реклама для потребителя станет своеобразным подтверждением серьезности намерений фирмы по отношению к рынку и своим клиентам. Естественно, имиджевая реклама, призванная олицетворять организацию, выполняется в единой цветовой гамме, едином художественном стиле - человек должен узнавать компанию по характерному оформлению.

1. Акцент на эксклюзивных характеристиках продукта.
В этом случае внимание потребителя приковывается к той черте продукта, которая может быть вполне стандартной для продуктов-аналогов. Продукт позиционируется как модный, современный, эксклюзивный и т.д. и т.п. Идет своеобразная игра на желании человека соответствовать обыгранному стереотипу. Свою роль могут играть вспомогательные детали, при помощи которых демонстрируется продукт (интерьер, люди…).
2. Ситуация потребления.
В этом случае продукт обыгрывается, как незаменимый атрибут определенной ситуации - встреча друзей, удачный шоппинг, etc.
3. Демонстрация референтной группы или отдельных ее представителей.
Реклама информирует о том, на какую целевую аудиторию нацелен продукт, конкретизирует ролевую модель, которой будет соответствовать покупатель при покупке и использовании данного продукта.
4. Репутация.
Всевозможные подтверждения того, что компания стабильна - довольные клиенты, долгая история, высокое качество продукции… Достаточно широко используемые утверждения, которые, тем не менее, создают некое впечатление о стабильности компании, что, так или иначе, сказывается на имидже. Если же рекламное сообщение не содержит никакого утверждения, способного завоевать "приз зрительских симпатий", то и на эффект надеяться не стоит.
Кроме того, реклама должна:
- давать потребителю информацию о рыночной позиции товара (конкурентные преимущества, специфика применения и т.д.); - способствовать формированию позитивного образа товара в сознании потребителя (указания на преимущества его использования, общая подача рекламного сообщения;
- заголовок, оформление, текстовая часть);
- создавать целостный, яркий, продуманный образ товара;
- акцентировать внимание на качестве продукта. Не только простой констатацией факта, но и исполнением рекламного материала;
- определять аудиторию, на которую ориентирован продукт.
Впрочем, не нужно относиться к рациональному в рекламе слишком серьезно. Истории известно много примеров, когда срабатывал как раз элемент эмоциональный и, на первый взгляд, неприметный.