
Наиболее распространенным дефектом цилиндрических поверхностей, которые служат опорой для коренных шеек коленчатого вала, является отклонение от окружности (проявляется в виде эллипсности) формы их поперечного сечения. Объяснений этому явлению может быть несколько. Первое, на что стоит обратить внимание – в опорах может образоваться эллипсность отверстий из-за нормальной, но очень долгой эксплуатации двигателя внутреннего сгорания, так как она образуется по причине длительного воздействия циклических нагрузок. В таком случае можно наблюдать увеличение диаметров отверстий по сравнению с нормальным значением в направлении, которое совпадает с направлением хода поршней. При этом увеличение для всех отверстий практически одинаковое, а деформируются чаще всего части опоры с наименьшей жесткостью (коренные крышки).
Данная ситуация характерна для многих моторов, которые оснащены чугунными блоками. А вот с двигателями, блоки которых изготовлены из легких сплавов, в результате длительного пробега (две-три сотни тыс. км) обстоит иная ситуация. Эллипсность отверстий вызывается увеличением их размера в блоке с коренными крышками (в плоскости разъема).